Книга против Экранизации

Люблю кино, люблю литературу, и мне всегда интересно то, что получается в результате их слияния. Только вот чаще всего выходит, что экранизация книги уступает первоисточнику, даже притом, что она отлично подходит для визуализации. Думаю, что дело даже не столько в сокращении, уплотнении материала, сколько в упрощении. Зрителю надо побыстрее, подинамичнее и попроще.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и орден Феникса»

Победа кинематографа


В своё время я даже завела список редких исключений, когда фильм получился круче. Он был довольно коротким. Попытаюсь навскидку вспомнить несколько ярких примеров:
 

1. «Форрест Гамп».


Практически шедевр. Добрый, умный и многослойный фильм на основе менее интересного и более злобного романа. Его хочется пересматривать снова и снова, и каждый раз замечаешь какую-то новую интересную деталь.

Кадр из фильма «Форрест Гамп»

Картина Роберта Земекиса занимает 12 позицию в списке лучших фильмов по версии IMDb.

2. «Зелёная миля» и «Побег из Шоушенка».


Как мне кажется, это лучшее, что написал Стивен Кинг, но всё равно уступающее по силе экранизациям.

Кадры из фильмов «Побег из Шоуешенка» и «Зеленая миля»

Фрэнк Дарабонт с разницей в пять лет снял два гениальных фильма: «Побег из Шоушенка» (1994) и «Зеленая миля» (1999). И до сегодня эти картины остаются не просто лучшими в его фильмографии, их называют лучшими за всю историю кинематографа. Так, «Шоушенк» возглавляет рейтинг и по мнению пользователей IMDb, и Кинопоиска, а «Миля» – 29-ю и 2-ю позицию соответственно.

3. «Тонкая красная линия».


В 1998 году самобытный американский режиссер Терренс Малик экранизировал довольно простенький военный роман Джеймса Джонса «Тонкая красная линия». Благодаря видению Малика, замечательной работе оператора Джона Толла и невероятному актерскому составу «Линия» превратилась в одну из самых масштабных, глубоких и красивых военных драм.

Кадры из фильма «Тонкая красная линия»

Картина получила главный приз Белинского кинофестиваля, а также 7 номинаций на «Оскар».
 

4. «Грань будущего».


Представитель японского масслита с картинками, который стал одним из самых интересных и динамичных фантастических фильмов десятилетия.

Кадр из фильма «Грань будущего»

Творение Хироси Сакуразака в 2014 году экранизировал американский режиссер Даг Лайман. На главные роли ему удалось заполучить самого Тома Круза, а также Эмили Блант, Билла Пэкстона и Брендона Глисона. Получилось все очень мощно. А недавно объявили, что второй части быть.
 

5. «Список Шиндлера».


Томас Кенилли написал хорошую книгу, запоминающуюся, интересную. Но Стивен Спилберг снял фильм, который будет жить в веках. Это лучшее из того, что мог подарить кинематограф. Это безусловный и безоговорочный ШЕДЕВР.

Кадр из фильма «Список Шиндлера»

Не так давно пересматривала фильм, 20 лет спустя, и он меня поразил даже больше, чем в первый раз. Уже не только трагизмом самой истории, но и художественными приёмами, которые использовали для её воссоздания. Просто нет слов, браво. Но ещё лет 20, наверное, не решусь пересмотреть.
 

Победа литературы


Как было сказано выше, это случается чаще всего, но сейчас я хотела бы назвать экранизации, которые лично для меня стали настоящим разочарованием. Прежде всего как читателя, а не киномана. То есть это не полный провал и бездарность, но очень слабо по сравнению с первоисточником. Буду говорить только о книгах, которые меня в своё время удивили и порадовали.

1. «Парфюмер».


Одна из моих любимых книг, шедевр Патрика Зюскинда. А вот о творении Тома Тыквера этого сказать не могу. Если не читать книгу, то может ещё и ничего так воспринимается, но не идёт ни в какое сравнение с первоисточником.

Кадр из фильма «Парфюмер»

Нет, антураж красивый, ничего не скажешь: декорации и костюмы, яркая картинка, актеры-звезды. Может просто именно малахольный Бен Уишоу не дотягивает, слишком плоским получился его персонаж. 

Недавно случайно узнала, что в 2018 годы немцы сняли сериал «Парфюмер», который опосредовано относится к книге. Первые две серии были очень даже ничего так, психологический детективчик, но вот дальше как-то слились.

2. «Жизнь Пи».


Нашумевший роман канадского писателя Янна Мартела о выживании, взрослении и силе воображения. Читался на одном дыхании, а вот экранизация Энга Ли (при всём моём уважении к этому режиссёру) оказалась скучной и очень упрощённой.

Кадр из фильма «Жизнь Пи»

Не было здесь и десятой доли той магии, которая наполняла страницы книги.
 

3. «Жутко громко и запредельно близко».


Лучшее, что на данный момент написал Джонатан Сафран Фоер (правда, его последний роман я ещё не читала). История, наполненная удивительной грустью, не очень светлой, но очень проникновенной.

Кадр из фильма «Жутко громко и запредельно близко»

Переплетения персонажей во времени ипространстве, роман-загадка, роман-приключение, роман-исповедь. Стивен Далдри снимает хорошее кино, и Тома Хэнкса я очень люблю, но картина, вышедшая в 2011 году, лишь очень отдалённо напоминает роман Фоера. Слишком смещены акценты, слишком упрощен сюжет.

Может и тут подкачал исполнитель главной роли. На фоне других очень талантливых детей-актеров Томас Хорн выглядит не очень убедительно. После этого дебюта он, кстати, нигде не появлялся, за исключением одной короткометражки и сериала.
 

4. «Облачный атлас».


Многослойный роман Дэвида Митчелла, в котором искусно переплетаются времена и души. Том Тыквер и сестры Вачовски собрали хороший актерский состав, но их картина получилась более плоской, чем роман.

Кадр из фильма «Облачный атлас»

А рваный монтаж, за которым пыталисьскрыть недостатки адаптации сценария, ещё больше портит впечатление.

Но чем картина действительно примечательна, так это возможностью наблюдать за удивительным перевоплощением талантливых актеров и актрис. Самым интересным, как по мне, был Том Хэнкс. В «Облачном атласе» он сыграл 6 персонажей один колоритнее другого.

Кадр из фильма «Облачный атлас»

Также следует упомянуть Джима Бродбента (5 персонажей), Бена Уишоу (5), Холли Берри (7), Джима Стерджесса (6), и Хьюго Уивинга (6 персонажей).

5. «Похороните меня за плинтусом».


Ещё одна из моих любимых книг. Проникновенная исповедь Павла Санаева, которая во время прочтения вызывала и смех, и дикий ужас. Все наши травмы родом из детства, как говорил классик. Российский фильм, который вышел в 2008 году, никакого отношения к повести не имеет, хотя и носит такое же название.

Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом»

Там даже Санаев заявлен в сценаристах, но вот это действительно полный позор и провал. Одно из самых больших разочарований среди экранизаций. Это тот вариант, когда и фильм сам по себе бездарная пустышка.
 

Трилогии, тетралогии, пенталогии


В последние лет 10 укрепилась тенденция, которая мне как читателю очень не нравится – авторы всё реже пишут книги и всё чаще штампуют серии книг. А Голливуд с удовольствием покупает права на экранизацию этих простеньких творений и растягивает на ещё более длинную франшизу. Обычно эти романы начинаются с более-менее проработанной первой книги, но вторая практически всегда затянута, сюжет провисает и лишь с середины третьей книги выруливает на динамичный финиш. Это если трилогия. В таких сериях главные действующие персонажи обычно подростки, целевая аудитория такая же.

Кадры из фильмов «Бегущий в лабиринте», «Голодные игры: И вспыхнет пламя», «5-я волна», «Дивиргент»

Примеры? Да все эти «Голодные игры», «Дивиргенты», «Бегущие в лабиринте» и прочее. Я эти экранизации даже перестала различать.

Недавно вышел первый фильм очередной франшизы – «Хроники хищных городов». Отличная визуализация, на большом экране смотрится очень круто. Лучшее, что снимали в стиле стимпанке. Почитала книгу, она похуже и попроще. Почитала вторую, а она ещё хуже, такая сопливая «Санта-Барбара». Даже не хочется, чтобы её экранизировали.

Кадр из фильма «Аннигиляция»


Есть, конечно, и приятные исключения. Лично для меня серия книг и серия фильмов о Гарри Поттере – это абсолютно равные произведения. Каждый со своими достоинствами и недостатками, но от того не менее мною любимые. То же могу сказать о «Властелине колец». Первую книгу цикла «Зона Икс» Джеффа Вандермеера – «Аннигиляция» нелюбимый мною Алекс Гарленд экранизировал по-своему. Мне кажется, что фильм хуже, чем книга. Но это хотя бы попытка создать что-то самостоятельное, достойное. Тем и похвально. 

В общем, такое вот размышление на тему. Делитесь своими соображениями, мы с Мышом с удовольствием почитаем. Мы вообще читатели, а не писатели).

На МышКино вы можете ознакомиться с другими авторскими подборками: Очень странные 80-е, Что такое ребут в кино, Как снять отличный фильм о подростках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий