М. Найт Шьямалан и его худший фильм

Не то чтобы я ожидала чего-то особенного от великого индуса-манипулятора вообще или кроссовера «Стекло» в частности, но, была настроена не так скептически, как Мыш. А сей великий мудрец предупреждал, что ничем хорошим эта затея не закончится. Как в воду смотрел. «Стекло» стал худшим фильмом Шьямалана и свидетельством того, что автор не просто иссяк, но и опустился до уровня вульгарного спекулятора ради бабла.

Промопостер фильма «Стекло»

Попробуем мотивировать это суждение.

Улыбчивый факир

Манодж Неллиятту «М. Найт» Шьямалан родился в Индии. Неизвестно, стал бы он режиссёром-звездой Болливуда или работал бы обычным велорикшей, но судьба распорядилась иначе – семья переехала в США. И стояла она на ногах довольно крепко, раз смогла оплатить учёбу Найта в киношколе при Нью-Йоркском университете.

Получив диплом, он написал и продал сценарий к фильму «Стюарт Литтл», а также снял свой первый полнометражный фильм – «Яростная молитва». Он повествовал о молодом американце (Шьямалан сам сыграл эту роль), который отправляется в Индию в поисках своих корней. Такой себе «Лев: Начало». Блокбастером он не стал, как и следующее творение – семейная драма о мальчике, который ищет Бога – «Пробуждение».

М. Найт Шьямалан

А вот третий фильм М. Найта Шьямалана произвёл фурор. Мистический триллер «Шестое чувство» (1999) повествовал о мальчике, который видит мёртвых людей. Или просто думает, что он их видит. В этом и должен был разобраться психиатр Малкольм Кроу, которого сыграл Брюс Уиллис. Сценарий Шьямалан написал сам, как он рассказал, под влиянием одного эпизода из сериала. В этой работе индус в полной мере продемонстрировал своё увлечение творчеством Альфреда Хичкока и сформировал основу авторского почерка, который принёс ему мировую известность. Тягучее и неспешное «Шестое чувство» и пугало, и удивляло, и заставляло задуматься.

На этой волне успеха и вдохновения в последующие пять лет М. Найт Шьямалан снял три хороших фильма, абсолютно узнаваемых. Ещё более тягучий «Неуязвимый» (2000) не пугал, но до последнего интриговал. По сути, это была психологическая драма с намёком на мистику.

Кадр из фильма «Знаки»

Фантастический триллер «Знаки» (2002) ещё больше углубил игру с разумом персонажей и зрителей. Он вызывал сомнение в реальности происходящего, пугал невидимыми чудовищами или же просто их видениями.

Мистический триллер «Таинственный лес» был наполнен символическими образами. Закрытая деревня, потерянная во времени и пространстве, лес с магическими существами, бунтарь, который стремиться к Познанию. И, конечно же, фирменная шьямалановская вау-развязка. Автор использует проверенные инструменты воздействия, зритель загипнотизирован.

Но потом что-то пошло не так. То ли Шьямалан иссяк, то ли слава вскружила голову, но все его последующие картины были «уже не то». Слабенькая «Девушка из воды» (2006), более интересное «Явление» (2008), практически провальные сказки «Повелитель стихий» (2010) и «После нашей эры» (2013), абсолютно проходной ужастик «Визит» (2015).

Промопостер фильма «Сплит»

В 2016 году тот самый М. Найт Шьямалан пытался вернуться с триллером о персонаже с диссоциативным расстройством идентичности – «Сплит». К слову, в этой роли МакЭвой меня абсолютно не впечатлил, скорее разочаровал.

Рейтинг у фильма неплохой, но, как по мне, камбека не вышло. Это не то, за что любили творчество индуса, это не та сфера, где он мог создать что-то лучше, чем его предшественники. Если рассматривать картину как поиск чего-то нового, то это действительно хороший шаг, Шьямалану действительно пора было что-то менять.

Но тут он решил снять кроссовер «Неуязвимого» и «Сплита», и это было роковой ошибкой.

Осколки «Стекла»

Впечатления от картины «Стекло» неоднозначные, но все в негативном спектре. Первую треть фильма не покидает ощущение, что это стёб. Что индус решил снять фильм-пародию на своё творчество. Чего стоит его появление в роли покупателя, неравнодушного к семейным проблемам. Или же это мог быть фанфик, просто поклонники сняли на день рождения режиссёра, например. Сценарий писали в баре, навеселе, поэтому всё с дырочками, но для фанфика сойдёт.

Кадр из фильма «Стекло»

После того, как герои Уиллиса и МакЭвоя попадают в психушку, настроение фильма меняется. Оказывается, что Шьямалан всё это серьёзно! Была надежда, что вот сейчас с этим сомнительным мозгоправом он вырулит во что-то интересное, психологическое. Но нет, не вышло.

Третья часть фильм – это полный психодел. Причём с таким плохо прописанным сценарием, что всё рассыпается на мелкие неровные осколки прямо на глазах. Мыш фырчал и отплёвывался, хотел прекратить сие издевательство, но я крепко держала его за хвост. Не мне же самой мучиться.

Кадр из фильма «Стекло»

Когда человек снимает ТАКОЕ на полном серьёзе, то есть только два варианта. Либо он полностью иссяк и готов пойти на всё что угодно, чтобы напомнить о себе зрителю. Либо же ему уже полностью наплевать на свою репутацию. Он просто хочет срубить побольше бабла и обеспечить себя и десятки своих индийских родственников.

В любом случае, такая наглая и бездарная спекуляция на образах выглядит мерзко. И это при всей моей любви к геройскому и псевдогеройскому кино, а также психологическим драмам.

Нет, в топку, на переплавку этот шедевр!


Комментариев нет:

Отправить комментарий